0

Затяжка болтов



Под моментом затяжки болта понимается усилие, прикладываемое к гайке, когда она накручивается на его стержень. К расчету данной характеристики нужно подходить с особой тщательностью. Если ее значение будет небольшим, от воздействия внешних нагрузок возможно отвинчивание гайки. Когда же уровень приложенного усилия будет очень высоким, не исключено разрушение крепежной детали, а вместе с ней и всего формируемого соединения.

Таблицы

Сегодня величины крутящих моментов стержневого крепежа уже рассчитаны. Найти их можно в различной технической литературе.

В ниже размещенной таблице приведены крутящие моменты и усилия предварительного затягивания болтового соединения, имеющего крупный шаг резьбы и коэффициент трения, равный 0,14.

Dр, мм

Ws мм2

Р, мм

Крутящий момент, Нм

Усилие предварительного затягивания, кН

12.9

10.9

8.8

5.6

4.6

12.9

10.9

8.8

5.6

4.6

M39

976

4,0

5994

5123

3597

1780

1300

853

729

512

201

151

M36

817

4631

3957

2778

1440

1080

711

608

427

167,5

125,5

M33

694

3,5

3601

3068

2161

865

645

605

517

363

142,5

107

M30

561

2662

2274

1597

635

475

487

416

292

114,5

85,7

M27

459

3,0

1959

1674

1176

470

350

400

342

240

94,1

70,6

M24

353

1329

1136

798

315

235

305

260

183

71,4

53,6

M22

303

 

2,5

1057

904

634

250

186

264

225

158

62

46,5

M20

245

773

661

464

184

138

212

181

127

49,6

37,2

M18

193

549

469

329

130

97

165

141

99

38,6

28,9

M16

157

2,0

395

338

230

95

71

135,4

115,7

78,8

31,7

23,8

M14

115

255

218

148

62

46

98,8

84,4

57,5

23,1

17,3

M12

84,3

1,75

160

137

93

39

29

72

61,5

41,8

16,8

12,6

M10

58

1,5

93

79

54

22

17

49,4

42,2

28,8

11,5

8,64

M8

36,6

1,25

46,9

40,1

27,3

11

8,4

31.1

26,6

18,1

7,23

5,42

M6

20,1

1,0

19,3

16,5

11,3

4,6

3,5

17

14,5

9,9

3,94

2,96

M5

14,2

0,8

11,2

9,5

6,5

2,7

2,0

12

10,3

7

2,79

2,1

M4

8,78

0,7

5,6

4,8

3,3

1,37

1,02

7,4

6,3

4,3

1,71

1,28

В таблице приняты такие обозначения:

  • Dр – диаметр резьбы;

  • Ws – площадь сечения;

  • Р – шаг резьбовой накатки.

В следующей таблице отображены те же характеристики при том же коэффициенте трения, но для болтового соединения с мелким шагом резьбовой накатки.

Dр, мм

Ws мм2

Р, мм

Крутящий момент, Нм

Усилие предварительного затягивания, кН

12.9

10.9

8.8

12.9

10.9

8.8

M30

621

 

2,0

2927

2502

1756

552

472

331

M27

496

2103

1797

1262

439

375

264

M24

384

1442

1232

865

339

290

204

M22

333

 

 

1,5

1153

985

692

296

253

178

M20

272

852

728

511

241

206

144

M18

216

613

523

368

191

163

115

M16

167

420

359

244

146,9

125,5

85,5

M14

125

274

234

159

108,7

92,9

63,2

M12

92,1

1,25

174

149

101

80,4

68,7

46,8

M10

61,2

98

83

57

52,9

45,2

30,8

M8

39,2

1,0

50,1

42,8

29,2

33,9

28,9

19,7


zatyazhka boltov.jpg

Методы затяжки

Затягивание болтов выполняется двумя способами.

Контролируемый. Производится с использованием измеряемых и/или калиброванных устройств/приспособлений и с соблюдением порядка проведения операций. Существует два метода его реализации:

  • натяжение болта. Формирование необходимой нагрузки на соединительные детали обеспечивается натяжением болта вдоль его продольной оси путем применения специального инструментария;

  • затягивание динамометрическими устройствами. Нагрузка на элементы болтового соединения достигается при помощи контролируемого применения инструмента.

Преимущества использования динамометрического инструмента

У контролируемого метода затягивания по сравнению с неконтролируемым существуют такие преимущества:

  • нужный результат получается с первой попытки;

  • увеличение производительности. В данном случае на затяжку уходит меньший отрезок времени. Ввиду этого рабочий утомляется не так сильно, как при затягивании вручную. Поэтому производительность труда повышается;

  • безопасность выполнения работ. Риск травмирования уменьшается, поскольку к работе с оборудованием допускаются исполнители, имеющие специальную подготовку;

  • нагрузка формируется равномерно. Данный фактор имеет принципиальное значение для соединений с уплотнительными прокладками. Их надежная работа обеспечивается равномерным сжатием;

  • на крепеж воздействует точная нагрузка. Применение инструментария предоставляет возможность повысить усилие затяжки без угрозы необратимого повреждения соединительных деталей.

На величину допустимых моментов затяжки и постоянных нагрузок оказывает непосредственное влияние материал изготовления болтокомплекта. Ниже представлена таблица, содержащая сведения в данном аспекте касательно затяжки контролируемой (А) и неконтролируемой (В) для различных сплавов.

Dр

Сталь 40X

Сталь 35

Ст.3

М.З, МПа

Нагрузка, кг

М.З, МПа

Нагрузка, кг

М.З, МПа

Нагрузка, кг

      ▪

А

В

     ▪

А

В

     ▪

А

В

36,0

1840

29000

15000

920

22000

11000

580

14600

7000

30,0

1040

20000

10000

520

15000

7400

320

10000

4500

27,0

760

16400

7400

380

12000

5300

240

8200

3300

24,0

520

12400

5600

260

9500

4000

160

6200

2300

22,0

420

10800

4600

210

8000

3200

130

5400

1900

20,0

300

8600

3500

150

6500

2400

95

4300

1400

18,0

200

6600

2500

100

5000

1600

66

3300

1000

16,0

150

5400

1900

77

4000

1200

48

2700

750

14,0

96

4000

1300

48

3000

850

30

2000

500

12,0

60

2800

850

30

2100

580

19

1400

360

10,0

34

2000

560

17

1500

380

11

1000

240

8,0

17,2

1200

340

8,6

900

220

5,4

620

140

6,0

7

680

175

3,5

500

120

2,2

340

75

Последовательность букв «М.З» расшифровывается так: Момент Затяжки.

Заключение

Все выше приведенные цифры отображают значения рабочих параметров новых соединений. Следует принимать во внимание, что б/у крепежные детали, используемые повторно, будут продуцировать дополнительное трение, которое принято называть «паразитным». Поэтому в таком случае даже при индикации на шуруповерте требуемого момента затяжки, сжатие заданной степени достигнуто не будет. Из-за этого под воздействием нагрузки соединение может не просто ослабнуть, а вообще разрушиться. И тогда не исключено возникновение аварийной ситуации.




 

comments powered by Disqus
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ