0

Крепеж фланцевых соединений



Фланцы входят в число разъемных соединений, получивших в промышленности наибольшее распространение. С их помощью соединяются составные части уже находящихся в эксплуатации технологических агрегатов и вновь создаваемых конструкций. Также фланцы применяются для скрепления отдельных сегментов трубопроводов, технических устройств, относящихся к группе трубопроводной арматуры, и, кроме того, датчиков контрольно-измерительного оборудования и приборов. Их основным достоинством является возможность многократно осуществлять монтаж/демонтаж.

Что означает термин «крепеж»

На территории нашей страны действует ГОСТ 27017-86, устанавливающий терминологию, касающуюся сферы метизов. Определение понятия «крепежное изделие» в нем сформулировано кратко и однозначно – это детали, служащие для формирования соединения. К ним принято относить большинство элементов соответствующего функционала, выпускаемых металлургической отраслью, начиная с разнообразных винтов и традиционных имеющих шестигранную головку болтов, включая шурупы и шпильки, и заканчивая гайками различной формы.

А сам фланец – это крепежное изделие, по форме представляющее собой стальной диск, в центре которого имеется отверстие для транспортировки рабочей среды. По всему его периметру расположены с определенным шагом отверстия под болты/винты.

flanec.jpg

На рынке стройматериалов присутствует много разновидностей соединительных деталей, посредством которых осуществляется монтаж фланцев. Поэтому подходить к их выбору нужно со всей тщательностью.

Основные факторы

Правильный подбор стержневого крепежа для создания надежного фланцевого соединения предполагает учет следующих факторов:

  • давление, под воздействием которого будет передвигаться рабочая субстанция;

  • температура перемещаемой рабочей среды;

  • особенности движущегося по трубопроводу вещества, включая его химические свойства;

  • условия работы: на открытом воздухе, во влажном либо сухом помещении, вид нагрузок и т.д.

При этом нужно также принимать во внимание следующие рекомендации экспертов:

  • когда сопряжение будет работать под условным давлением (Ду), не превышающем 25,0 кгс/см. кв., допускается использование как шпильки с резьбой, так и болта. Если Ду >25,0 кгс/см. кв., применять болты нельзя;

  • при формировании крепежной пары, включающей резьбовую шпильку совместно с гайкой, показатель твердости первого метиза должен превышать не меньше, чем хотя бы на 20 единиц величину данной характеристик второго изделия.

В таблице представлены размеры болтов для формирования фланцевых соединений, работающих под воздействием различных давлений.

Диаметр (условный) фланца, мм

Давление (условное), воздействующее на фланец, кгс/см. кв. (Ду)

25,0

16,0

10,0

6,0

1,0;1,5

1200

------------

M48×160

M36×160

M30×110

 

M27×90

1000

M52×90

M42×150

M30×130

 

M27×100

900

M48×180

 

M36×140

 

M30×120

800

M42×170

700

M42×160

M27×110

M24×90

M24×80

600

M36×150

500

M36×140

M30×130

 

M24×90

M20×80

 

 

M20×75

450

 

M30×130

M27×120

400

M27×110

350

M30×120

M24×100

 

M20×80

M20×75

M20×70

300

M27×110

M24×90

250

M27×100

 

M20×75

M16×70

M16×65

225

 

 

M20×80

 

M16×65

 

 

M16×60

200

M24×100

175

 

M24×90

150

M20×70

M16×60

M16×55

125

M16×70

100

M20×80

M16×70

M16×65

M16×55

M16×50

80

 

M16×70

 

M16×65

M16×60

65

 

 

M12×50

 

 

 

M12×45

50

M16×55

40

M15×65

M16×60

32

M16×60

25

M12×55

M12×50

 

M10×45

M10×40

20

15

M12×50

M12×45

M12×45

M10×35

10

M12×40

Следующий важный фактор выбора метиза – предполагаемая температура работы фланцевого соединения. В таком случае критичной характеристикой крепежных элементов является материал их изготовления. Нормы ГОСТа 20700-75 подразделяют в данном аспекте металл на три категории:

  • стали углеродистые, соответствующие техническим требованиям к метизам общего назначения, выполненным с точностью, соответствующей нормам класса «B», диаметр резьбы которых не превышает 48 миллиметров, с расчетной рабочей температурой металлического крепежного элемента до 200°С – это категория №1;

  • стали углеродистые, на основе которых производятся стержневые метизы и гайки с показателем точности, соответствующим классу «A», с резьбовым диаметром d<48 мм при расчетной рабочей температуре металлического сплава Т≤300°С – это вторая категория;

  • в третью категорию входят качественные стали среднеуглеродистые улучшенного состояния, используемые для производства стержневого крепежа, а также гаек любой конфигурации всех допустимых размеров, установленных действующими ГОСТами, с расчетной рабочей температурой сплава метиза Т≤400°С при условии, что температура технологического процесса отпуска металла, по крайней мере, на 100 градусов выше.

Соответствующие указанным критериям марки стали и их рабочие характеристики приведены в таблице.

Сталь марки

Предельные значения параметров

Гайки

Стрежневой крепеж, хомуты, а также пробки

Условное давление (Ду), МПа

Температура среды, градусы Цельсия, до

Условное давление (Ду), МПа

Температура среды, градусы Цельсия, до

10X11H22TЗMP

 

 

 

 

 

Ограничения не установлены

650,0

 

 

 

 

 

 

Ограничения не установлены

650,0

XH35BT

31X19H9MBБT

625,0

625,0

08X16H13M2Б

20X1M1Ф1БP

580,0

580,0

20X1M1Ф1TP

18X12BMБФР

 

560,0

560,0

18X11MHФБ

20X12BHМФ

15X11MФ

25X2M1Ф

565,0

535,0

13X11H2B2MФ

540,0

510,0

25X1MФ

20X13

510,0

450,0

35XM, 30XMA

40X, 35X

20,

450,0

20,0

425,0

Ст.45

 

20,0

 

 

425,0

10,0

 

425,0

Ст.40, Ст.35, Ст.30

Ст.25

Ст.20

10,0

400,0

1,6

400,0

Ст.10

2,5

350,0

    -------------

    -------------

ВСт5сп5

 

    -------------

 

 

    -------------

2,5

 

BCт5сп2

BCт4сп5

BCт4спЗ

2,5

 

350,0

1,6

 

350,0

BCтЗсп5

Очередной критерий выбора крепежа фланцевых соединений – химические свойства транспортируемой рабочей среды. Речь идет, прежде всего, о степени ее негативного воздействия на металл соединительных деталей. Для работы в агрессивной среде следует применять крепеж, изготовленный из нержавеющей стали.

Но здесь есть один момент. Результаты контакта с химически-активными веществами таких сталей разных марок отличаются. Поэтому не любая нержавейка может подойти для определенной рабочей среды. В таблице приведен пример касательно двух популярных на территории нашей страны сплавов. Для сокращения в ней приняты такие обозначения:

  • символ «!» – высокая коррозионная стойкость;

  • символ «?» – возможен вариант повреждения крепежа. Все определяется концентрацией агрессивного компонента в веществе, подлежащем транспортировке через фланцевое соединение;

  • символ «-» – для работы с веществом не подходит.

Рабочая среда

Формула

Сталь 12х18н10т

Сталь 08Х18Н10

Хлорное железо

FеСl3

-

-

Серная кислота

Н24

-

-

Соляная кислота

НСl

-

-

Лимонная кислота

C₆H₈O₇

?

!

Муравьиная кислота

HCOOH

?

?

Перекись водорода

Н2О2

!

!

Поваренная соль

NаСl

?

?

Азотная кислота

НNО3

!

?

Бензол

С₆Н₆

!

!

Гипохлорит кальция

Сa(СlО)2

?

?

Гидроокись калия

КОН

!

!

Гидрохлорид натрия

NaОСl

-

-

Дихлорид олова

SnСl2

-

!

Диоксид серы

2

!

!

Выбор крепежа фланцевых соединений предполагает рассмотрение вариантов исполнения деталей, скрепляющих элементы конструкции. Актуальность такого подхода обусловлена схожестью по внешнему виду и предназначению образцов данной продукции, соответствующих требованиям большинства нормативных документов.

В качестве примера приведем ГОСТ 22042-76, устанавливающий технические характеристики шпилек, посредством которых соединяются конструктивные элементы, имеются монтажные отверстия без резьбы. Его положения допускают производство этих крепежных деталей с отличающимся диаметром гладкого срединного сегмента:

v исполнение 1 требует идентичность номинального резьбового диаметра с этим параметром гладкой части;

v второе исполнение устанавливает требование, чтобы диаметр гладкого участка приблизительно был равен среднему диаметру метрической резьбы.

Правила затягивания

Равномерное затягивание предусматривает закручивание стержневых крепежных элементов в определенной, проверенной многолетней практикой, последовательности.

  • Сначала слегка завинчивается первый, причем любой, болт.

  • Потом нужно тоже с небольшим усилием затянуть болт с противоположной стороны.

  • Далее затягивается (тоже слегка) третья стержневая крепежная деталь в отверстии, находящемся на конце радиуса, проведенного под прямым углом к диаметру, соединяющему первые два болта.

  • Затем такая же операция выполняется с четвертым болтом, установленным диаметрально напротив третьего.

Проще говоря, затяжка стержневого крепежа на фланце с 4-мя отверстиями проводится по схеме «крест-накрест». Такие же начальные манипуляции проделываются с изделием, имеющим 6 монтажных отверстий. Потом затягивается пятый болт, расположенный (см. рисунок) между третьим и вторым. Последний болт, который необходимо завинтить, находится между четвертой и первой крепежной деталью.

flancy.PNG
Все это – предварительный этап. По его завершению необходимо обеспечить герметичность соединения. С этой целью болты плотно затягиваются в последовательности, описанной выше. При этом важно не разрушить резьбу. Кроме того, нужно создать равномерную затяжку. С этой целью следует использовать специальный инструмент:

  • натяжной механизм, оснащенный гидроприводом;

  • гайковерт пневматического типа;

  • гидравлический либо обыкновенный динамометрический ручной ключ.

Заключение

На первый взгляд может показаться, что сформировать фланцевое соединение совсем несложно. Но людям, не имеющим опыта, качественно выполнить эту работу, скорей всего, не удастся. Поэтому лучше прибегнуть к услугам профессионалов. Особенно актуально это для случаев, когда объектами установки являются трубопроводы, по которым транспортируются опасные вещества, например, бытовой газ. Такой подход исключит возникновение в будущем неприятностей.



 

comments powered by Disqus
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ