0

Машиностроительный крепеж



Термин «машиностроительный крепеж» употребляется для идентификации определенных изделий, которые применяются для прочного скрепления компонентов различных конструкций. Сегодня эта категория соединительных элементов является наиболее широкой по сравнению с другими группами деталей аналогичного функционала по количеству номенклатурных позиций. Без машиностроительного крепежа невозможно представить ни одну отрасль, даже медицину и пищепром. Ведь болты, разнообразные винты и различающиеся по конфигурации гайки являются неотъемлемыми составляющими всего современного оборудования. Такая ситуация предопределяет богатый выбор метизов, относящихся к данной категории.

Особенности

Основное требование к машиностроительному крепежу кратко можно сформулировать так: он должен успешно выполнять возложенные на него функции в самых разных эксплуатационных условиях. Детали и узлы силовых агрегатов, всевозможных промышленных установок, конвейерных линий и иного производственного оборудования подвергаются воздействию

  • повышенной, в том числе атмосферной, влажности;

  • различных нагрузок, не только статического, но и вибрационного характера;

  • химически активных соединений;

  • агрессивных веществ и, в целом, сред;

  • других факторов, способных привести к разрушению элементов конструкции.

В сельскохозяйственном машиностроении особое место отводится устойчивости крепежа к воздействию вибрации. Такое качество способны обеспечить наиболее эффективно заклепки. Иная ситуация отмечается в электротехническом приборостроении. Здесь прежде всего учитываются электропроводящие либо, наоборот, изоляционные свойства крепежа. Поэтому в этой сфере промышленности наряду с алюминиевыми и латунными метизами нашли применение детали из прочного полимера, например, из нейлона.

mashynostroitelnyy krepezh.jpg

На узлы, а также механизмы, эксплуатируемые в отрасли тяжелого транспортного машиностроения, могут воздействовать повышенные механические нагрузки. Поэтому здесь востребован крепеж в виде гаек с увеличенным размером под рожковый ключ и болтов, характеризующихся повышенной прочностью.

В производстве космических аппаратов и самолетостроении, помимо хороших прочностных характеристик соединительных деталей на таком же уровне должна быть их жаростойкость. Кроме того, у них должна быть небольшая масса. Для данного случая актуален машиностроительный крепеж, в качестве сырья для изготовления которого использовались легкие цветные сплавы, либо обладающие небольшой плотностью чистые металлы, например, магний (Mg) и титан (Ti).

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод о чрезвычайно широкой вариативности требований. Но наиболее распространен машиностроительный крепеж, который принято называть классическим – это болты, причем не только с традиционными шестигранными шляпками, винты с полной или частичной резьбой, шпильки, а также разнообразные по форме гайки.

Виды машиностроительного резьбового крепежа

Современная отечественная металлургия выпускает широкий ассортимент данных соединительных изделий. Для простоты усвоения сведения о наиболее популярных крепежных деталях размещены в таблицах.

Машиностроительные болты

Производство изделий данного типа нормирует большое количество отечественных и зарубежных стандартов. Учитывать их положения нужно не только предприятиям-производителям, но и домашним мастерам.

Вид крепежа

Номер Государственного стандарта

Описание

 

 

Болты

 

 

7798-70

Болты со шляпкой шестигранной конфигурации, выполненные с точностью, соответствующей требованиям класса «В». Установлены 4 исполнения:

  • классический вариант изделия – головка с шестью гранями и неполная резьба;

  • в нижней части стержня проделано отверстие под шплинт;

  • в двух гранях головки высверлены диаметральные сквозные отверстия под плинт;

  • на верхней поверхности головки имеется углубление/выемка.

Диаметр метрической резьбы: min M6; max M48.

 

 

7805-70

Болты с головкой шестигранной конфигурации, точность производства которых соответствует нормам класса «А». Варианты исполнения такие же, как у предыдущего ГОСТа. Отличие в номенклатурном ряде резьбовых диаметров: min M1,6; max M48

 

 

 

7802-81

Болты с подголовком квадратной конфигурации и с увеличенной полусферической шляпкой. Размерные характеристики соответствуют положениям класса точности «С». Используются при монтаже ограждающих конструкций на автомагистралях и на мостовых сооружениях. Кроме того, машиностроительные болты такого типа нашли широкое применение в мебельной индустрии. Резьбовые диаметры колеблются в диапазоне от M5 до M24

11530-93

Болты с округлой шляпкой и подголовком овальной конфигурации, изготовленные с точностью класса «С». Используются для скрепления:

  • посредством двухголовых накладок стыков Ж/Д рельсов типов P75, P65, P50, P43, P38;

  • изолирующих стыков рельсов вышеуказанных разновидностей. Высота овального подголовка таких болтов уменьшена.

Данным ГОСТом установлено три диаметра резьбы машиностроительного крепежа этого типа: M27, M24 и M22.

24379.1-2012

Болты фундаментные. Предназначены для крепления и обеспечения фиксации промышленно-технологического оборудования либо элементов строительных конструкций. Диапазон изменений резьбовых диаметров такой: min 12 мм, max140 мм. Этим ГОСТом утверждены конструкции и размеры болтов фундаментных шести типов:

  • с изогнутым стержнем в форме крюка;

  • оснащенные анкерной пластиной/плитой;

  • составные – конструкция включает несколько частей;

  • съемные;

  • с прямым стержнем;

  • с конусообразным наконечником.

mashynostroitelnyy bolt.jpg

Машиностроительные винты

Ниже представлены наиболее востребованные виды машиностроительных винтов.

Вид крепежа

Номер Государственного стандарта

Описание

Винты

11738-84

Винты, в цилиндрической головке которых имеется углубление шестигранной конфигурации под ключ. Рассматриваемым ГОСТом установлено одно исполнение данных крепежных деталей с резьбовым диаметром, изменяющимся в диапазоне min 3,0 мм; max 36,0 мм. Точность изготовления соответствует требованиям класса «А»

11644-75

Это винты с головкой цилиндрической формы со скругленным верхним основанием и плоским шлицем. Диаметр метрической резьбы изменяется в пределах от M2 до M10.

17473-80

Данный ГОСТ нормирует производство винтов с полусферической шляпкой с плоским либо крестообразным шлицем. Точность размерных характеристик должна соответствовать классу «А» либо «В». Резьбовой диаметр может варьироваться от M1 до M20.

17475-80

Отличительной особенностью винтов, выполненных в соответствии с данным ГОСТом, является потайная шляпка. Шлиц в ней может быть тоже двух видов – прямой и крестообразный. Точность изготовления соответствует нормам классов «А» и «В». Диаметр метрической резьбы (d) изменяется в диапазоне 1,0 мм ≤d ≤20,0 мм.

1491-80

Действие этого Государственного стандарта распространяется на винты, головка которых выполнена в виде невысокого цилиндра с плоским шлицем. Изготавливаться такие крепежные детали должны в соответствии с требованиями классов точности «А» и «В». Диапазон изменения резьбового диаметра идентичен предыдущему варианту: 1,0 мм ≤d ≤20,0 мм.

mashynostroitelnyy vint.jpg

Машиностроительные гайки

Из широкого ассортимента таких крепежных деталей особо стоит выделить изделия, указанные в таблице

Вид крепежа

Номер Государственного стандарта

Описание

Гайки

5927-70

Действие данного ГОСТа распространяется на гайки с шестью гранями. Он регламентирует производство такого крепежа с точностью, соответствующей положениям класса «А». Внутренний диаметр метрической резьбы гаек изменяется в пределах min M1, max M48.

5915-70

Шестигранные гайки по нормам данного Государственного стандарта должны выпускаться с точностью класса «В». Установлены 2 исполнения:

  • первое – это своего рода «гаечная классика» с фасками только на ребрах внешних граней, а на внутреннем отверстии их нет;

  • второй вариант предусматривает наличие на одной из опорных поверхностей небольшого по высоте цилиндрического выступа.

Диапазон изменения внутренней резьбы (d) несколько сужен по сравнению  с положениями предыдущего ГОСТа: 1,6 мм ≤ d ≤ 48 мм

15526-70

Этот сандарт устанавливает конструкцию и размерные характеристики 6-гранных гаек в соответствии с требованиями класса точности «С». Им утверждены 3 исполнения данного крепежа:

  • первый вариант – все та же «гаечная классика»;

  • второе исполнение предусматривает наличие фасок на ребрах только с одной стороны, а противоположная опорная поверхность абсолютно плоская;

  • третий вариант – на одном торце имеется небольшой круглый выступ с трапецеидальным сечением, противоположный торец тоже абсолютно плоский.

Пределы изменения внутренней резьбы такие:min M3 max M48.

mashynostroitelnaya gayka.jpg

Отдельного разговора заслуживают подобные метизы специфической конструкции, призванной повысить надежность соединения. Речь идет в данном случае о гайках нескольких видов. Рассмотрим их несколько подробнее.

Гайки корончатые

Нормирует производство крепежа данного вида ГОСТ №5918, принятый в 1973 году. К слову, его действие распространяется и на схожие по функционалу с корончатыми, гайки, получившие название прорезные. Разнятся они установленным вариантом исполнения (см. рис.)

ispolnenie.PNG

На одном из торцов корончатой гайки имеется цилиндрический выступ, в котором проделаны 6 пазов. Эта конструкция внешне напоминает корону – отсюда и название такого крепежа. У прорезных гаек пазы размещаются непосредственно на гранях и выглядят они как небольшие по размерам прорези на теле самих крепежных элементов.

Оба варианта исполнения данных метизов применяются совместно с болтами, выполненных по нормам ГОСТов 7798-70 и7805-70, в нижней части резьбового стержня которых высверлено отверстие под шплинт. В ходе создания соединения, это гнездо совмещается с пазом/прорезью на гайке, в которое, собственно шплинт и вставляется. В результате самопроизвольное ослабление соединения будет исключено. Ведь даже при сильной вибрации гайка не станет вывинчиваться – ей помешает шплинт.

Гайки самоконтрящиеся

Конструкцию и рабочие параметры гаек самоконтрящихся устанавливает ГОСТ P 50273-92 (ІSО 7040-83). Они содержат стопорное полимерное кольцо (обычно нейлоновое), что позволяет использовать их для формирования надежных соединений без дополнительных деталей, например, гроверов (этот элемент обозначен на чертеже цифрой «1»). 

gayki.jpg

В ходе завинчивания пластиковое стопорящее кольцо деформируется, в результате чего обратному движению гайки (читай, раскручиванию) препятствует сила трения, возникающая из-за стремления полимера вернуть свою изначальную форму. Диаметр внутренней метрической резьбы гаек самоконтрящихся изменяется в таких пределах: 3,0 мм ≤ d ≤ 36,0 мм.

Гайки колпачковые

Применяются данные метизы там, где к соединению предъявляются наряду с прочностными, еще и требования эстетического характера. Кроме того, разработчики проектов учитывают один момент. 

gayki kolpachkovye.jpg

Формулируется он так: по причине не сквозного, а глухого отверстия, попадание на резьбу влаги и агрессивных веществ ограничено. Поэтому скрепление элементов конструкции если и ржавеет, то не столь стремительными темпами, как это наблюдается у обычных гаек, работающих во влажной среде.

Нельзя обойти вниманием и фактор безопасности. Стержни болтов, заусенцы и витки резьбы скрыты под колпачком. Таким образом, травмирование исключено.

Производство гаек колпачковых регламентируют нормы ГОСТа 11860-85. Они устанавливают такой диапазон изменения диаметра резьбы:3,0 мм ≤ d ≤ 24,0 мм. Точность изготовления должна соответствовать условиям класса «А».

Заключение

Следует отметить сложности, связанные с классификацией рассматриваемого крепежа. Обусловлено это тем, что соединения неразъемного и разъемного типов, основанные на резьбе, получили широкое распространение во всех отраслях машиностроительного комплекса. Результаты анализа сборочно-монтажных работ показывают, что на установку крепежных элементов приходится порядка 40% от их общего объема. И без того огромная номенклатура товарных позиций метизов постоянно расширяется за счет разработки специалистами новейших модификаций и разновидностей конструкций, промышленно-технического оборудования и, соответственно, самих крепежных элементов. Например, только металлургией Соединенных Штатов Америки производится порядка 50 000 разновидностей подобных деталей, в отношении которых действуют различные национальные и международные стандарты. Если же говорить об ассортименте товарных позиций, включающем перспективные, малораспространенные и особые изделия, то эту цифру, по мнению экспертов, модно смело умножать на 30.



 

comments powered by Disqus
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ