Железнодорожный крепеж
Ни одна конструкция, используемая в промышленном производстве, не может надежно выполнять свои функции без специализированных крепежных деталей. Этот тезис распространяется и на железнодорожные (далее просто Ж/Д) пути. Ведь они должны выдерживать воздействие вибрации едва ли не порогового уровня, а также большой вес подвижных составов. Таким образом, строительство Ж/Д полотна без креплений, способных пережить немалую тряску, остаться в своих пазах, и, к тому же, не разболтаться, просто невозможно. Современная металлургическая отрасль производит такие детали в широком ассортименте, отличающиеся по конструктивному исполнению и, соответственно, по предназначению. Ниже описаны лишь наиболее часто применяемые виды Ж/Д крепежа.
Болты стыковые, выполненные по нормам ГОСТ 11530
Болты стыковые применяются совместно с 2-головыми накладками для скрепления в единую нить рельсов типов P75, P65, P50, P43 и P38. Нормы ГОСТа 11530-93 устанавливают 2 конструктивных исполнения этих деталей. Ниже представлены их чертежи.
В обоих вариантах подголовник имеет форму овала. Между тем, существует одно отличие. У болтов стыковых первого исполнения высота подголовника равна 12,0 мм, а у таких изделий второго исполнения этот параметр вдвое меньше – 6,0 мм.
В остальном же основные технические характеристики болтов, выполненных по обоим вариантам, практически, идентичны, хотя по некоторым позициям видны различия. Актуальные сведения представлены в таблице. Параметры обозначены также, как на чертежах исполнений. Единица измерения – миллиметры.
Диаметр резьбы (обозначение d) |
M27 |
M24 |
M22 |
|
Шаг резьбы |
3,0 |
2,5 |
||
Длина резьбового участка (параметр b) |
66,0 |
56,0 |
||
Длина стержня (L), предельное откл. +6 мм |
Исполнение 2 |
180,0; 150,0 |
160,0; 140,0 |
140,0 |
Исполнение 1 |
160,0;130,0 |
150,0 |
135,0 |
|
r1 не меньше |
3,0 |
|||
r |
min 1,0; max2,0 |
|||
h1 |
Предельное отклонение -1,8 |
6,0 |
||
h |
12,0 |
|||
Размер меньшего сечения овала (S), предельное отклонение -2,1 |
27,0 |
24,0 |
22,0 |
|
Размер большего сечения овала(V1) |
Предельное отклонение -1,0 |
37,0 |
32,0 |
30,0 |
Размер проекции V1на плоскость шляпки (V) |
38,0 |
33,0 |
31,0 |
|
Диаметральное выражение допуска симметричности оси резьбового стержня относительно головки |
2,0 |
|||
Высота головки (параметр К), предельное отклонение ±0,9 |
17,0 |
14,0 |
13,0 |
|
Диаметр опорной поверхности головки (D), предельное отклонение ±1,25 |
46,0 |
40,0 |
37,0 |
Как выглядит стыковой болт в сборе можно узнать, изучив рисунок.
Государственным стандартом 11530, принятом в 1993 установлены также требования к прочности данной крепежной детали:
-
класс 10.9. Для изготовления болтов стыковых с такой прочностью должна применяться хромсодержащая легированная сталь Ст.40X;
-
класс 8.8. Чтобы болты стыковые характеризовались прочностью, соответствующей требованиям этого класса, изготавливать их нужно из качественной углеродистой конструкционной стали Cт.35.
Болты клеммные
Болты клеммные применяются для закрепления рельса к шпале через специальную амортизирующую подкладку в рельсовых раздельных скреплениях типов CK, KД и KБ. Нормирует производство этих крепежных деталей ГОСТ 16016-79. Данным стандартом установлено тоже 2 исполнения болтов клеммных.
Отличия между этими вариантами с точки зрения размерных характеристик не просматриваются. Но таковые, хоть и другого плана, все-таки есть. Исполнение №1 требует, чтобы производство этих деталей осуществлялось с нормальной точностью – это класс «В», а по исполнению №2 – с грубой точностью, это уже класс «С».
Конструкция включает:
-
головку полусферической формы прямоугольного сечения;
-
стержень с резьбовой частью и с отрезком с гладкой поверхностью. У исполнения №2 его торец абсолютно плоский, а у первого варианта резьба переходит в конус высотой примерно 4 мм;
Нормы ГОСТа 16016-79 устанавливают следующие основные размеры болтов клеммных:
-
длина стержня: 75 мм с допуском +6 мм;
-
диаметр метрической резьбы – M22;
-
размер меньшей стороны шляпки – 28 мм ± 2мм;
-
размер большей стороны шляпки – 47 мм ± ;
-
диаметр гладкой части стержня – 22 мм±0,5 мм;
-
длина диагонали наружной поверхности шляпки – минимум 50 мм.
Внешний вид болта клеммного представлен на рисунке.
Прочностные характеристики крепежных деталей данного вида должны соответствовать требованиям классов 5.8; 4.8; 3.6. Для обеспечения таких свойств производители используют сталь следующих марок:
-
класс 5.8: Cт.20кп, Cт.20, Cт10кп, Cт.10;
-
класс 4.8: Cт10кп, Cт.10;
-
класс 3.6: Ст.5cп, Cт.5кп, Ст3cп, Cт.3кп.
Болты закладные
Применяются болты закладные для прикрепления рельсов либо подкладок, выполненных из металла, к подрельсовым железобетонным основаниям – шпалам. Изготавливаются такие крепежные элементы по нормам ГОСТ 16017-2014. Ниже представлен чертеж устанавливаемого этим стандартом исполнения болтов закладных.
Поскольку головка данных деталей играет важную роль в обеспечении надежного крепления, в рассматриваемом нормативном документе имеется ее чертеж (вид сверху со стороны торца стержня) с конкретными численными значениями критичных параметров.
Изготавливаться болты закладные должны с прочностью, соответствующей нормам классов 5.8 и 4.8. Марки стали, использование которых обеспечит такие механические качества, указаны выше.
Государственным стандартом №16017, принятом в2014 году, установлены определенные численные значения технических характеристик.
-
Длина стержня болта: 175 мм (с допуском +3 мм).
-
Длина резьбового участка: 66 мм (+6мм).
-
Диаметр метрической резьбы: M22.
-
Ширина большей стороны шляпки: 50 мм (-1,2).
-
Ширина меньшей стороны шляпки: 22 мм с допусками ±0,5 мм) и др.
Костыли, выполненные по нормам ГОСТ 5812
Предназначены данные элементы для закрепления рельсов или подкладок, выполненных из металла, на деревянных шпалах. Нормы ГОСТ 5812 устанавливают три исполнения костылей для Ж/Д пути. Их чертежи приведены ниже.
Исполнение 1Исполнение 2
Исполнение 3
Основные технические характеристики этих крепежных деталей всех трех вариантов указаны в таблице. Данные указаны в миллиметрах.
Параметр |
Исполнение 1 |
Исполнение 2 |
Исполнение 3 |
Общая длина изделия |
165 |
130 |
110 |
Диаметр стержня |
16 |
14 |
12 |
Большая сторона горизонтального сечения головки |
40 |
30 |
28 |
Меньшая сторона горизонтального сечения головки |
34 |
28 |
25 |
Длина заостренной части стержня |
24 |
25 |
24 |
Общий вид костыля ГОСТ 5812 представлен на рисунке.
Для изготовления такого крепежа используется сталь обыкновенного качества углеродистая марок Cт.3 либо Cт.4
Гайки стыковые
Гайки стыковые предназначены для скрепления стыков рельсов Ж/Д пути совместно со стыковыми болтами. Нормирует их производство ГОСТ 11532. Этим стандартом установлено 2 исполнения гаек стыковых. Ниже представлены чертежи обоих вариантов.
Исполнение 1
Точность размерных характеристик данных крепежных элементов, изготовленных по чертежу исполнения №1, должна соответствовать требованиям класса «С» - это грубая точность.
Исполнение 2
Производство гаек стыковых по чертежу второго варианта должно осуществляться с нормальной точностью – класс «В».
В таблице представлены основные технические характеристики данных деталей.
Диаметр метрической резьбы (параметр d) |
M27 |
M24 |
M22 |
||
Высота гайки (обозначение m) |
Предельное отклонение |
Исполнение 2 |
±1,25 |
||
Исполнение 1 |
±2,0 |
±1,5 |
±1,3 |
||
Номинальное значение |
30 |
27 |
25 |
||
Диаметр опорной поверхности без фасок (dw) |
38,0 |
33,2 |
|||
Диаметр фасок резьбового отверстия (dа) |
Не больше |
29,2 |
25,9 |
23,8 |
|
Не меньше |
27 |
24 |
22 |
||
Диаметр описанной вокруг шестигранника окружности (е) |
Исполнение 2 |
45,2 |
39,6 |
||
Исполнение 1 |
44,4 |
38,8 |
|||
Размер под накидной/гаечный ключ (предельное отклонение -1,0 |
41 |
36 |
|||
Шаг метрической резьбы |
3,0 |
2,5 |
Как выглядят гайки стыковые, соответствующие положениям ГОСТ 11532-93, можно узнать, изучив рисунок.
Механическая прочность этих изделий должна соответствовать классам 8 или 5. Чтобы конечная продукция в виде гаек стыковых обладала такими свойствами, производители обычно используют качественную углеродистую конструкционную сталь марки Ст.20.
Гайки клеммные (закладные), выполненные по нормам ГОСТ 16018
Гайки такого типа используются совместно с закладными и клеммными болтами для скрепления рельсов Ж/Д пути. Государственный стандарт 16018, принятый в 2014 году, устанавливает 3 исполнения этих крепежных деталей. Чертежи размещены ниже.
Исполнение 1
Символом «*» обозначены размеры, которые подлежат контролю, когда требуется подтвердить соответствие минимально необходимым требованиям безопасности.
Исполнение 2
Сравнение чертежей первого и второго вариантов показывает полную идентичность размерных характеристик. Единственное отличие – в первом исполнении требуется, чтобы шероховатость поверхности характеризовалась среднеарифметическим отклонением профиля, равным 25 мкм. В отношении второго варианта такое требование не установлено.
Исполнение 3
Основные технические характеристики гаек клеммных (закладных) такие:
-
диаметр метрической резьбы: M22;
-
высота боковой грани: 22 мм±1,3 мм;
-
диаметр опорной поверхности без фасок в исполнениях №1 и №2: минимум 32 мм;
-
радиус окружности, описанной вокруг шестигранника гайки первого и второго исполнения: минимум 39,6 мм; третьего исполнения: 38,8 мм;
-
размер под ключ у всех трех вариантах: 36 мм с допуском -1,0
На рисунке представлены гайки клеммные (закладные), изготовленные по чертежам исполнений №1 и№2. Прочность данных крепежных деталей должна соответствовать условиям классов 6 либо 5.
Чтобы обеспечить такие свойства этим изделиям, производители используют сталь следующих марок:
ü класс 6 – Ст.40X, Ст.45, Cт.35, Ст.20кп, Cт.20, Ст.10кп, Cт.10;
ü класс 5 – Ст.20кп, Cт.20, Ст.10кп, Cт.10
Шурупы путевые
Шурупы путевые используются в рельсовых скреплениях, соединениях, а также в конструкциях пересечений Ж/Д пути. Их производство нормируется положениями Государственного стандарта №809, принятого в 1971 году. Этим документом установлены 3 исполнения данных крепежных элементов.
Торец стержня шурупа путевого первого варианта плоский. А окружность, описанная вокруг основания четырехгранного выступа меньше, чем у опорной поверхности полусферической головки.
На конце стержня шурупа путевого, изготовленного по чертежу второго исполнения, располагается выступ с сечением трапецеидальной формы. Размер его меньшей стороны (читай, наружный диаметр выступа) равен 10 мм с допуском ± 2 мм.
Исполнение 3
Стержень данного крепежного изделия, произведенного в соответствии с чертежом третьего варианта, тоже заканчивается выступом. Только предельные значения его внешнего диаметра могут изменяться в более широком диапазоне от 10,0 мм до 15,0 мм.
Технические характеристики шурупа путевого по ГОСТу 809-71 выглядят так:
-
длина стержня 170 мм с допусками: у первого исполнения ± 10 мм; у исполнений №2 и №3 ± 5 мм;
-
диаметр резьбового сегмента стержня 24 мм ± 1,0 мм
-
длина гладкой части стержня 40 мм;
-
сбег резьбы примерно 30 мм;
-
размер верхней стороны 4-гранного выступа 22 мм, а размер нижней стороны – 24 мм:
-
высота головки вместе с выступом 25мм ± 2 мм.
Ниже представлено изображение шурупа путевого.
В качестве сырья для изготовления этих деталей должна использоваться (это – требование ГОСТа 809-71) сталь:
-
качественная углеродистая конструкционная Cт.20 кп и Cт.10 кп;
-
обогащенная углеродом качественная конструкционная Cт.20;
-
обыкновенного качества углеродистая конструкционная Cт.3.
Заключение
Производству железнодорожного крепежа характерны свои особенности. Это наглядно демонстрирует видео, которое мы рекомендуем просмотреть. В нем рассказывается о технологических процессах изготовления Ж/Д костылей и путевых шурупов. Запуск этого ролика осуществляется очень просто: после наведения курсора на ниже размещенную картинку, нужно нажать клавишу «Сtrl» и одновременно кликнуть левой кнопкой мышки.
Товары каталога:
Твитнуть |
comments powered by Disqus