0

Костыль путевой ГОСТ 5812—82 для железной дороги



Крепление рельсов к шпалам бывает раздельным, нераздельным и смешанным. С помощью костыля Ж/Д, соответствующего требованиям ГОСТ 5812-82, реализуется нераздельное скрепление данных элементов, преимущественно, при создании звеньевого пути. Главными достоинствами такого технического решения являются относительно небольшой вес и простота реализации. Основной недостаток заключается в наддергивании костылей под нагрузкой, оказываемой подвижным составом. Это обусловливает вибрацию подкладок, повышающую степень износа шпал и, наоборот, снижение сопротивляемости угону пути.

Конструкция и монтаж

Особенностью конструкции костыля Ж/Д, произведенного в соответствии с нормами Государственного стандарта 5812 от 1982 года, является то, что она предусматривает возможность смещения шляпки такой крепежной детали лишь в одну сторону.

Костыль ЖД, выполненный по ГОСТ 5812-82.jpg

Прижим подошвы рельса к деревянной шпале осуществляется именно выступом. Для забивания костылей применяется специальное оборудование. Но и в настоящее время до конца не изжил себя способ производства данной операции вручную.

Все это делается не «на глазок». Между рельсом и деревянной шпалой размещаются прокладки, в которых имеются технологические проемы. Их сечение такое же, как и у костыля. И вот как раз в эти проемы забиваются такие крепежные изделия. Ниже представлено видео забивания костылей вручную. Для его просмотра наведите курсор на картинку, после чего нажмите одновременно клавишу «Ctrl» и левую кнопку мышки.

Костыль ЖД.jpg

Исполнение и технические характеристики

Государственным стандартом 5812-82 установлено исполнение костыля Ж/Д, изображенное на рисунке. 

Государственным стандартом 5812-82 установлено исполнение костыля ЖД.png

Здесь обозначены символами:

  • «*» – размеры готовых крепежных элементов, не подлежащие обязательному контролю. Указаны для производства оснастки. Точность: ± ІТ17/2;
  •  «**» – справочные размеры.

Параметр L (длина болта) может принимать такие значения (в скобках указан вес единицы изделия в граммах): 280 (609), 230 (509), 205 (458) и 165 (378) миллиметров.

Технические требования.

В Государственном стандарте 5812, принятом в 1982 году, прописаны следующие требования к конечной продукции:

  • в качестве сырья для изготовления костылей должна использоваться сталь марок Cт.3 и Cт.4, соответствующая требованиям ГОСТ 380-94. В отношении районов, где преобладают холодные климатические условия в этом ГОСТе имеется следующее дополнение: для эксплуатации в этих регионах костыли нужно изготавливать в «XЛ» исполнении, устанавливаемом ГОСТом 15150-69 из вышеуказанных марок сталей, но только относящихся к категории спокойных;
  • на поверхности данных крепежных изделий допускается наличие дефектов:
    • имеющих металлургический характер происхождения, устанавливаемых ГОСТом 535-88;
    • в виде трещин высадочного типа, располагающихся на затылочной части костыля. Их допустимая глубина – не свыше полмиллиметра;
    • окалина, не поддающаяся отделению;
    • несущественные обгорания;
  • поверхность головки Ж/Д костыля (внешняя) не должна иметь наплывов застывшего металла, а также заусенцев, высота которых превышает 1,5 мм;
  • под головкой такой крепежной детали могут располагаться металлические складки, но высотой до 2 мм включительно;
  • в отношении стержня костыля выдвигаются следующие требования: на его поверхности:
    • может присутствовать след, оставленный гранями отверстия используемой при производстве технологической матрицы;
    • не должны иметься заусенцы, высота которых превышает 2,5 мм;
    • степень отклонения заостренного сегмента стержня по отношению к его оси – не больше 1,5 миллиметра;
  • максимальная величина нагрузки на разрыв, при которой не будет зафиксировано срезание боковых участков головки и место перехода стержня в головку останется неповрежденным, составляет 49 кН.
Костыль ЖД 5812.jpg

Методы испытаний

В данном разделе ГОСТа 5812-82 указано:

  • проверка состояния поверхности костылей и их размеров проводится с применением шаблонов либо измерительного инструментария универсального типа;
  • для проведения внешнего осмотра использовать увеличительные приборы не следует;
  • измерение величины отклонения конца костыля, имеющего заостренную форму, по отношению к продольной оси стержня проводится с помощью штангенрейсмасса (ШP 250 - 0,05) в соответствии с регламентом ГОСТа 164-90 либо штангенглубиномера (ШГ-60) по нормам ГОСТ 162-90

Требования к транспортировке и хранению

Сразу следует отметить, что на вид транспорта для перевозки костылей никакие ограничения не накладываются. Однако необходимо учитывать такие моменты:

  • перевозка этих крепежных деталей одного типоразмера без упаковки должна выполняться Ж/Д транспортом, за исключением открытых платформ;
  • для транспортировки костылей допускается использовать универсальные контейнеры, соответствующие требованиям Государственных стандартов 22225-76 и 20435-75;
  • одновременная транспортировка данного крепежа различного типоразмера в одном контейнере допускается при обеспечении его неперемешивания;
  • на поставляемую партию Ж/Д оформляется документ, отображающий следующие сведения:
    • торговая марка, актуальный логотип либо наименование компании-производителя;
    • условное обозначение продукции данного вида;
    • общий вес костылей;
    • зафиксированные результаты проведенных испытаний.
Хранить данный крепеж нужно в условиях, соответствующих нормам ГОСТ 15150-60

Заключение

Путевой костыль для железнодорожников – это своего рода символ беззаветного труда в выбранной ими сфере трудовой деятельности.  Иногда он выставляется на торги на аукционах, передается по наследству, а открытие новых Ж/Д магистралей сопровождается тем, что костыль церемониально забивается в элемент вновь создаваемого полотна. При обустройстве Верхнего Строения Пути его применяли во время прокладывания самых первых железных дорог. Используется костыль и сейчас, правда не столь интенсивно, поскольку деревянные шпалы постепенно заменяются железобетонными.




 

comments powered by Disqus
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ