0

Закладные гайки ж/д ГОСТ 16018–79



Рельсовые скрепления используются для соединения рельсов со шпалами и между собой. Их принять подразделять на два вида – стыковые и промежуточные. С помощью первых из рельсов формируется прочная Ж/Д нить. Посредством промежуточных скреплений рельсы надежно соединяются со шпалами. Делается это с помощью клеммных и закладных болтов совместно с такими же по названию гайками.

Конструкция и особенности предназначения

Гайка для закладного и клеммного болта представляет собой шестигранник, в теле которого проделано сквозное отверстие под резьбу.

Гайка закладная (клеммная).jpg

Предназначена такая деталь для скрепления с рельсами типов P-65 и P-50 подкладок марок CK-50, KБ-50 либо CK-65, KД-65, KБ-65, когда рельсы укладываются на шпалы из железобетона Гайка клеммная/закладная входит в число обязательных элементов всех крепежных узлов, создаваемых на Ж/Д полотне. Стандартная комплектация включает:

  • болт закладной, соответствующий требованиям ГОСТ 16017 (либо болт клеммный, выполненный по нормам ГОСТ16016) с метрической резьбой M22;
  • пружинная двухвитковая шайба, выполненная по нормам ГОСТ 21797;
  • плоская шайба.

Исполнение и технические характеристики

Государственным стандартом 16018-79 установлено 2 исполнения гаек для создания соединений совместно с клеммными/закладными болтами.




Изображенный на данном чертеже первый вариант предусматривает производство этих крепежных деталей в соответствии с требованиями, выдвигаемыми классом нормальной точности – «B». Фаски должны создаваться с обеих сторон отверстия под метрическую резьбу, а также на кромках обеих поверхностей.




 




Согласно чертежам второго исполнения должны изготавливаться гайки для болтов закладных/клеммных с размерами, удовлетворяющими требования класса «C» - то есть грубой точности. Одна из поверхностей должна быть абсолютно гладкой. На противоположной могут выполняться фаски либо находиться небольшой круглый выступ.







Ниже представлен перечень основных технических характеристик гаек обоих исполнений, установленных ГОСТом 16018-73. Единица измерения – миллиметры.
  • Номинальная высота – 22,0. Допустимый диапазон изменения данного параметра – от 20,7 до 23,3.
  • Диаметр метрической резьбы – M22.
  • Минимальный диаметр окружности, описанной вокруг шестигранного обрамления гайки:
    • исполнение 1 – 39,6;
    • исполнение 2 – 38,8.
    ·
  • Параметры выступа на поверхности по исполнению 2:
    • минимальный диаметр – 27,0;
    • максимальная высота – 2,0.
    ·
  • Размер под ключ:
    • номинальный – 36,0;
    • допустимый минимальный – 35,0.

Технические требования

Государственным стандартом 16018-73 установлены определенные требования к конечной продукции. Ниже приведены лишь основные.

  • Гайки должны выпускаться с показателем прочности не ниже класса 5 либо 6.
  • По согласованию с заказчиком, гайки могут поставляться с покрытием либо без такового. Толщина защитного слоя – от 9 мкм до 15 мкм. Покрытие на гайках должно совпадать с покрытием входящих в комплект поставки болтов.
16018-73.jpg
  • Совокупность полей допуска резьбы – 7Н. Берутся из ГОСТ 16093-81.
  • Ось резьбового отверстия может отклоняться от оси симметрии данного крепежного изделия не больше, чем на 0,90 мм.
  • В гайках, произведенных по второму исполнению, допустима утяжка металла, в результате которой высота ребер уменьшится не больше, чем на 3 мм.

Контроль

Методы контроля рабочих параметров гаек закладных (клеммных) регламентируются нормами ГОСТа 1759 0-87.

  • Проведение испытаний механических характеристик данных крепежных деталей должно выполняться по требованию предприятия-потребителя в соответствии с правилами ГОСТ 1759 5-87.

  • Методы контроля взаиморасположения и формы поверхностей, а также допуски размеров берутся из ГОСТ 1759 1-87.

  • Допустимые дефекты и способы их контроля – из ГОСТ 1759 2-82.

Отгрузка гаек должна осуществляться в комплекте с закупленной партией закладных/клеммных болтов.

Заключение

Показатели твердости гаек и болтов клеммных/закладных должны быть идентичными. При интенсивных нагрузках, создаваемых подвижным составом, в неисправность первой придет именно гайка. Когда она уступает по твердости стержню, тот запросто ее согнет или вообще переломит. Если это произойдет, не исключена авария на Ж/Д магистрали.



 

comments powered by Disqus
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ