0

Стыковые гайки ж/д ГОСТ 11532–93



Понятие рельсовый стык обозначает место железнодорожного пути, в котором рельсы соединяются между собой. Реализуется скрепление их концов с использованием накладок. Эти элементы воспринимают изгибающий момент, а также поперечную силу, воздействие которых вне зоны стыка воспринимается именно рельсом. Стягиваются накладки с помощью болтов путем навинчивания на них гаек.

Конструкция и формирование соединения

Конструктивно гайка представляет собой крепежную деталь, в центре которой имеется сквозное отверстие с витками резьбы.

Гайка стыковая ЖД.jpg

Наличие шести граней обеспечивает возможность передачи крутящего момента, создаваемого гаечным ключом. Использование шайбы обусловливает эффективное применение гаек при формировании рельсовых стыков. Такое конструктивное решение снижает величину удельного давления в месте их контакта с поверхностью накладки и способствует равномерному распределению усилия сжатия в прилегающем контуре отверстия для болта.

Исполнение и технические характеристики

Государственный стандарт 11532-93 устанавливает 2 варианта исполнения стыковой Ж/Д гайки.






Исполнение 1 предопределяет обязательность соответствия значений размерных характеристик классу точности «C». Кроме того, в рассматриваемом варианте исполнения в ГОСТе указана допустимость утяжки металла, в результате которой будет зафиксировано уменьшение ребер не больше, чем на 3 мм. включительно



.
  





Исполнение 2. Размеры гайки должны соответствовать классу точности «B». Особенность данного варианта исполнения такая: на одном торце может не выполняться фаска. 






Символом «*» обозначены параметры, подлежащие контролю при необходимости подтверждения минимальных требований к уровню безопасности.

Технические характеристики гаек стыковых Ж/Д по ГОСТу 11532-93 указаны в табличной форме.

Характеристика

Диаметр резьбы болта

M27

M24

M22

Шаг резьбы

3,0

2,5

Диаметральное выражение допуска симметричности шестигранника по отношению к оси отверстия, не свыше

2,0

m

Предельно допустимые отклонения

Для исполнения №2

Не менее -1,25 и не более +1,25

Для исполнения №1

В пределах ± 2,0

В пределах ± 1,5

В пределах ± 1,3

Номинальное значение

30,0

27,0

25,0

dw – диаметр вписанной в шестигранник окружности

38,0

33,2

daдиаметр резьбы

Не больше

29,2

25,9

23,6

Не меньше

27,0

24,0

22,0

e – диаметр описанной окружности, не меньше

Для исполнения №2

45,20

39,60

Для исполнения №1

44,40

38,80

S – величина отклонения не превышает -1

41,0

36,0

Технические требования

Государственный стандарт 11532-93 устанавливает к конечной продукции – стыковым Ж/Д гайкам – широкий ряд технических требований. Ниже представлены лишь основные из них.

  • Механические качества гаек должны соответствовать требованиям, выдвигаемым условиями классов прочности 8 либо 5 по нормам ГОСТа 1759.5.
  • Характеристики резьбы регламентируются ГОСТом 24705.
  • Совокупность полей допуска должна быть на уровне 7h по условиям ГОСТ 16093. Кроме того, не считается браком, если значения параметров гаек вписываются в поле допуска 7g.
  • Допуск отклонений взаиморасположения поверхностей, а также формы определяется нормами ГОСТ 1759.1.
  • Перечень дефектов, допустимых на поверхности гаек стыковых Ж/Д берется из ГОСТа 1759.3.
  • Если показатель прочности гайки соответствует требованиям класса 8, на ее опорную поверхность (достаточно только на одну) наносится буква русского алфавита «П».

Пример создания рельсового соединения с помощью накладок, болтов и стыковых гаек представлен на рисунке.

создание рельсового соединения.jpg

Правила приемки

  • Приемка поставляемой продукции регламентируется нормами ГОСТа 17769 касательно деталей, произведенных с точностью классов «C» и «B».
  • Методика проведения испытаний механических качеств стыковых гаек указана в ГОСТе 1759.5. Испытания должны выполняться по требованию предприятия-потребителя.

Контроль

Норма ГОСТа11532-93 в плане контроля вешнего вида стыковых Ж/Д гаек предусматривает неприменение при выполнении данной процедуры увеличительных приспособлений. Другие правила берутся из иных нормативных документов:

  • контроль размерных характеристик – по методике, прописанной в ГОСТе 1759.1;
  • контроль имеющихся на поверхности гаек дефектов проводится в соответствии с ГОСТом 1759.3.
Перевозка к месту назначения данных крепежных деталей должна осуществляться совместно с болтами. Вид транспорта – любой, за исключением железнодорожных платформ.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что гайки стыковые вместе с болтами, имеющими круглую головку, переходящую в подголовок овальной формы, используются для скрепления посредством накладок рельсов следующих разновидностей: P75, P65, P50, P43 и P38. Вторая их сфера применения – монтаж рельсовых стыков изолирующего типа. Реализованное с использованием таких гаек техническое решение препятствует продольному перемещению рельсов Ж/Д полотна, обеспечивает неизменность ширины колеи и способствует гашению вибраций, которые возникают на участке пути при передвижении по нему состава.




 

comments powered by Disqus
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ