Клеммные болты ж/д ГОСТ 16016-79
Крепеж, используемый при сборке Ж/Д полотна, оказывает немаловажное влияние на качество и потребительские характеристики созданной конструкции. Сегодня на смену стальным костылям и шпалам, выполненным из дерева, пришли технически более сложные, позволяющие достичь большего эффекта крепежные элементы. Но здесь на все так просто. Движению поезда по пути, проложенному по деревянным шпалам, была характерна мягкость хода, которая заметно уменьшилась, когда их заменили такие изделия, выполненные из железобетона. Нивелировать это негативное явление позволяет закрепление рельса не непосредственно к шпале, а с использованием специальной подкладки, прикрепляемой к рельсу посредством клеммного болта.
Конструкция
Отличительной особенностью клеммного болта является наличие у него головки со специфической конфигурацией.
За ней идет непродолжительная гладкая часть стержня, переходящая в сегмент с резьбой
В зависимости от типа подкладки поставляться такие болты могут (помимо обязательных гаек) совместно с крепежными деталями иного вида, а именно с:
-
гроверами – пружинными двухвитковыми шайбами;
-
специальными стальными клеммами.
В целом же, клеммный крепеж в сборе выглядит так:
Изучив эти рисунки, можно понять, что специфическая форма головки болта препятствует его прокручиванию во время затягивания гайки.
Исполнение
ГОСТ 16016-79 устанавливает два варианта исполнения болтов клеммных. Оба должны соответствовать определенному классу точности.
В частности, производство такого крепежного элемента в варианте №1 должно вестись на основе требований класса точности «В».
Точность размерных характеристик клеммного болта во втором варианте исполнения должна соответствовать грубому классу – «С».
Символ «*» означает, что в приведенных размерах учтены высоты заусенцев, возникших в результате удаления облоя, а также от разъема матриц.
Для обоих вариантов исполнения допускается производство данного крепежного элемента с облегченной, несколько уменьшенной по размеру головкой.
По согласованию с заказчиком допускается выпуск болтов, имеющих в торце головки выемку. Ее глубина не должна превышать 0,3 от высоты головки.
Технические требования
В ГОСТе 16016-79 прописаны ниже перечисленные технические требования, которым должны соответствовать готовые к поставке клеммные болты.
- Производство данных крепежных элементов должно вестись в соответствии с нормами ГОСТ 16016-79, а также ГОСТа 1759.0-87 по утвержденным соответствующим органом рабочим чертежам.
- Изготовленные клеммные болты по механическим качествам должны характеризоваться прочностью, соответствующей классам 5.8, 4.8 или 3.6. Для обеспечения данных характеристик, нужно использовать сталь марки Cт.20, либо иную идентичную по прочностным свойствам.
- Стандартный вариант производства не предусматривает нанесение на крепеж защитного покрытия. Однако по согласованию заказчика с предприятием –изготовителем, каждое изделие может подвергаться процедуре оцинкования с хроматированием. Толщина сформированного слоя должна лежать в пределах минимум 9, а максимум 15 мкм. В целом, его качество должно соответствовать требованиям ГОСТа 9.301-86.
- Резьба должна соответствовать нормам ГОСТа 24705-81. Совокупность полей допуска – 8g. Значения параметров устанавливаются ГОСТом 16093-81
- Максимальная величина отклонения оси резьбового стержня болта по отношению к оси его головки – 0,9 мм.
- Требования к маркировке: на поверхность головки должны наноситься:
- логотип завода-производителя или его товарный знак;
- год выпуска – последние 2 цифры.
Выпуклость символов – не меньше 0,5 мм, их толщина – от 1мм, высота – не меньше 8 мм.
Контроль рабочих параметров
- Проведение контроля характеристик изготовленного крепежа регламентируется нормами ГОСТ 1759.0-87 Испытание механических качеств должно выполняться по требованию предприятия-заказчика по методике, прописанной в ГОСТ 1759.4-87. Испытание прочности на разрыв на косой шайбе, а также измерение показателя «твердость» не осуществляются.
- Способы контроля взаимного расположения поверхностей, их форм, а также допуски размерных характеристик – все это по нормам ГОСТ 1759.1-82.
- Перечень дефектов поверхности болтов клеммных и методика их контроля берутся из ГОСТ 1759.2.82.
- Контроль качества слоя оцинковки регламентируется ГОСТом 9.302-88.
Транспортировка партии готовых изделий
- Упаковка и маркировка контейнеров под болты для транспортировки осуществляется согласно требованиям ГОСТ 18160-82.
- Поставка болтов клеммных осуществляется совместно с гайками, соответствующих требованиям, прописанным в ГОСТ 16018-79. Допускается транспортировка этих крепежных деталей и без раздельной упаковки при отсутствии возможности смешивания.
- Если в качестве средства для перевозки используются Ж/Д-платформы болты и гайки в обязательном порядке должны быть упакованы.
Заключение
Болты клеммные используются в рельсовых соединениях типа KБ65 и KБ50. Пример монтажа Ж/Д полотна последнего вида представлен на размещенном ниже видеоролике. Чтобы его запустить наведите курсор на картинку, после чего нажмите одновременно клавишу «Ctrl»и левую кнопку мышки.
Товары каталога:
Болт клеммный ж/д ГОСТ 16016-79
|
|
Костыль ж/д ГОСТ 5812-82
|
|
Рым болт DIN 580
|
|
Болт стыковой ж/д ГОСТ 11530-93
|
|
Болт с мелким шагом резьбы класс прочности 8.8 DIN 931, ГОСТ 7798
|
Твитнуть |
comments powered by Disqus