Путевые болты ж/д ГОСТ 8144-73
В настоящее время существует два вида Ж/Д полотна – стандартное (расстояние между рельсами составляет 1520 мм) и узкоколейное (минимальная удаленность рельсов – 600 мм, а верхний предел данного параметра ограничен 1200 миллиметрами). Прокладка узкоколейного пути выгодна по многим причинам, основная из которых – сравнительно меньшие материальные затраты. Рельсы здесь соединяются с использованием скрепления разъемного типа, одним из главных компонентов которого является путевой болт, произведенный по нормам ГОСТ 8144-73.
Конструкция
Конструкция болта путевого, выполненного по ГОСТ 8144-73, включает следующие элементы:
- полукруглая головка;
- подголовок, имеющий овальную форму;
- цилиндрический стержень, состоящий из двух частей:
- сегмент с гладкой поверхностью;
- отрезок, на который нанесена метрическая резьба.
Величина диаметра гладкого сегмента равна усредненному значению диаметров впадин и пиков резьбы болта.
Применение
Частично вопрос применения болтов путевых, соответствующих требованиям ГОСТ 8144-73, был затронут выше. Осталось только конкретизировать отдельные моменты.
- Используется данный крепеж во время скрепления посредством двухголовых накладок стыков Ж/Д рельсов видов P24 и P18 узкоколейного пути.
- Сфера применения таких Ж/Д-полотен – шахты, различного типа карьеры, промпредприятия с большими площадями и т.д.
- При монтаже двухголовых накладок головки близлежащих болтов не должны размещаться одна вслед за другой. То есть располагать соседние крепежные детали нужно в противоположных направлениях, так чтобы головки на одной стороне соединяемых рельсов чередовались с гайками. Тогда сформируется прочный узел, исключающий возможность самораскручивания.
Технические характеристики
Параметры такого крепежа, устанавливаемые ГОСТом 8144-73, отображены на рисунке.
В таблице указаны численные значения технических характеристик болта путевого, производимого в соответствии требованиями рассматриваемого стандарта.
Параметр |
M18 |
M16 |
M12 | ||
Отклонения осей стержня и головки, не больше |
0,9 | ||||
b – длина резьбовой части |
Номинальное значение |
45,0 |
35,0 |
30,0 | |
Предельное отклонение |
+5,0 |
+4,0 |
+3,50 | ||
l – длина болта. Предельное отклонение js17 |
88,0 |
72,0 |
58,0 | ||
R1 – радиус подголовка |
9,5 |
8,5 |
6,5 | ||
Размеры подголовка |
h – предельное отклонение h15 |
10,0 |
9,0 |
7,0 | |
В – предельное отклонение h15 |
18,0 |
16,0 |
12,0 | ||
А1 – предельное отклонение js16 |
24,5 |
22,0 |
16,5 | ||
А – предельное отклонение h15 |
23,5 |
21,0 |
15,5 | ||
R2 – радиус скругления под головкой |
1,5 |
1,0 | |||
R – радиус усеченной сферы головки |
12,0 |
11,0 |
8,0 | ||
К – высота головки. Предельное отклонение js16 |
11,5 |
9,5 |
7,5 | ||
D – диаметр головки. Предельное отклонение h15 |
31,0 |
27,0 |
20,0 | ||
Шаг резьбы |
2,5 |
2,0 |
1,75 | ||
Диаметр метрической резьбы (номинальный) |
18 |
16 |
12 | ||
В качестве сырья для изготовления болтов путевых, выполненных по ГОСТ 8144-73, используется качественная углеродистая конструкционная сталь следующих марок: 20кп (допускается замена на сталь15кп) и 10кп (заменитель – сталь 08кп).
Технические требования
Предприятия-производители крепежа данного вида должны руководствоваться ниже перечисленными требованиями ГОСТа 8144-73.
- Такая механическая характеристика болтов путевых, как прочность, должна соответствовать для болтов:
- с диаметром 18 и16 миллиметров классу 5.8 либо 3.6:
- с диаметром 12 миллиметров классу 5.8.
- Допускается:
- горизонтально направленное расположение на головке элемента крепежа заусенцев до 0,5 миллиметров на сторону Облой не считается составной частью головки и проводить замер его диаметра необходимо отдельно. Идентичный подход практикуется и по отношению к заусенцам;
- притупление подголовка овальной конфигурации со стороны резьбовой части, но не более чем на треть его высоты;
- округлять кромки головки на радиус, не превышающий 1 миллиметр. В результате этой процедуры диаметр головки должен оставаться в пределах поля допуска.
Поставка болтов путевых
§ комплектоваться партия болтов при поставке предприятию-потребителю должна гайками, выполненными по нормам ГОСТ 5915-70. Их прочность должна соответствовать классу 5 (требования регламентируются ГОСТом 1759-70);
§ гайки могут упаковываться в контейнер, либо накручиваться на болты;
§ если гайки пакуются в тару, их транспортировка должна осуществляться совместно с болтами.
Испытания
Методика испытаний регламентируется ГОСТом 1759-70. При этом необходимо учитывать дополнение к пункту 2.24. Звучит оно так: косая шайба должна иметь отверстие, совпадающее по форме с конфигурацией подголовка.
Испытание прочности соединения резьбового стержня с головкой не проводится
Теоретический вес
Содержащаяся в ГОСТе 8144-73 информация о теоретической массе путевых болтов носит чисто справочный характер. В реальных условиях эта характеристика зависит от множества факторов, поэтому рассматривать ее значение как некую константу нельзя. В таблице приведены цифры, отображающие теоретический вес такой продукции
Диаметр (номинальный) нанесенной на болт резьбы, миллиметры |
Теоретический вес 1000 единиц путевого болтового крепежа, килограммы |
18,0 |
207.42 |
16,0 |
135.83 |
12,0 |
59.16 |
Заключение
Хотя название болтов, выполненных в соответствии с нормами ГОСТ 8144-73, отображает их целевое предназначение, в реальной жизни такой крепеж нашел применение в самых разнообразных сферах промышленного производства. Так, например, путевые болты встречаются в сложных соединениях механизмов в машиностроении и станкостроительной отрасли, в узлах современной сельскохозяйственной техники и т.д.
Товары каталога:
Болт мебельный ГОСТ 7801, DIN 607
|
|
Болт нержавейка А2 ГОСТ 7805
|
|
Болт нержавейка А4 ГОСТ 7805
|
|
Болт стыковой ж/д ГОСТ 11530-93
|
|
Болт дорожный горячий цинк ГОСТ 7802, DIN 603
|
Твитнуть |
comments powered by Disqus