Стыковые болты ж/д ГОСТ 11530–93
Под рельсовым стыком понимается место, в котором концы рельсов соединяются и образуют таким образом рельсовую нить. Формируется сегодня такое сопряжение двумя способами: с применением болтов совместно со стыковыми накладками, либо путем сварки. В последнем случае трактовка понятия «стык» носит достаточно условный характер. Ведь при сварочном соединении стыковой зазор как таковой отсутствует. Но на отечественных Ж/Д магистралях сегодня превалируют рельсовые сопряжения механические накладочно-болтового типа.
Конструкция болта
Конструктивное исполнение данного крепежного изделия включает следующие компоненты: стержень в виде цилиндра, подголовок с овальными очертаниями и круглую головку.Конфигурация подголовка болта совпадает с формой находящихся в двухголовых накладках отверстий. Такое решение препятствует прокручиванию крепежного изделия, когда на нем плотно затягивается гайка. Следует знать особенность установки болтов в вышеуказанные двухголовые накладки. Делается это так, чтобы головки находящихся по соседству двух подобных крепежных деталей в итоге оказались на противоположных боковых плоскостях рельсов.
Исполнение и технические характеристики
ГОСТ 11530-93 устанавливает две формы исполнения стыковых болтов. Ниже представлен первый вариант.
Радиус усеченной сферы головки болта R равен ее высоте (параметр K)
Исполнение №2 стыкового болта выглядит следующим образом:
Значения параметров, отображенных на рисунках, представлено в таблице
Параметр |
M27 |
M24 |
M22 | ||
L варианта исполнения |
2 |
180,0 150,0 |
160,0 140,0 |
140,0 | |
1 |
160,0 130,0 |
150,0 |
135,0 | ||
P (шаг резьбы) |
3,0 |
2,5 | |||
b (длина резьбовой части) |
66 |
56 | |||
r1 (не меньше) |
3,0 | ||||
r |
min1 max2 | ||||
h1 |
Предельно допустимое отклонение – 1,8 |
6 | |||
h |
12 | ||||
S (Пред. доп. откл. – 2,1) |
27,0 |
24,0 |
22,0 | ||
V1 |
Пред. доп. откл. – 1,0 |
37 |
32 |
30 | |
V |
38 |
33 |
31 | ||
Допуск на симметричность головки по отношению к оси стержня с резьбой (диаметральное выражение) |
2,0 | ||||
K – высота головки (пред. доп. откл. ±0,9) |
17,0 |
14,0 |
13,0 | ||
D- диаметр усеченной сферы головки (пред. доп. откл. ±1,25) |
46,0 |
40,0 |
37,0 |
Технические требования
Отечественный нормативный документ ГОСТ 11530 от 1993 года устанавливает ряд технических требований к конечному изделию в виде стыкового болта. Назовем их.
- Для изготовления болтов с прочностью класса 10.9 должна использоваться сталь 40X, а для крепежа, характеризующегося классом прочности 8.8, – Cт.35. Допускается также применение иных марок стали, свойства которых обеспечат соблюдение требований к необходимому классу прочности готовой продукции.
- Нанесение резьбы регламентируется нормами ГОСТа 24705.
- Поле допуска (устанавливается ГОСТом 16093) – 8g.Однако разрешается также поле допуска 8h.
- Допускается формирование скругления на создаваемой на головке кромке радиусом, не превышающим полтора миллиметра. Но оно не должно выводить диаметр головки болта стыкового за установленные значения предельных отклонений.
- Допуск расположения рабочих поверхностей, а также отклонений по форме регламентируется нормами ГОСТ P.ИCO 6157-1-2009. Принятый ранее ГОСТ 1759.2 в РФ в этом аспекте уже не действителен.
- При поставке стыковые болты должны комплектоваться гайками, соответствующими требованиям ГОСТа 11532.Отдельно оговорены условия комплектования партии болтов M22. Крепежные изделия данного типа должны поставляться с гайками, изготовленными по нормам ГОСТа 16018.
- На головке изготовленного стыкового болта должен быть нанесен логотип либо фирменный знак компании – производителя. На такие крепежные элементы с классом прочности 10.9 должна дополнительно еще наносится кириллическая буква «П». Правом устанавливать размеры символов маркировки наделен завод-изготовитель. Они должны быть легко различимы невооруженным глазом, причем, вне зависимости от того, насколько качественно была обработана поверхность изделия.
- Контролировать внешний вид нужно без задействования увеличительных приспособлений.
- Не считается, что крепежный элемент выдержал испытание на разрыв в случае, если таковой произошел в месте соединения резьбового стержня с головкой болта при воздействии нагрузок, указанных в таблице.
Диаметр резьбы |
Минимальное значение разрушающей нагрузки кгс (Н) для болтового крепежа с соответствующим классом прочности | |
10.9 |
8.8 | |
M27 |
48 600 (477 000) |
38 800 (381 000) |
M24 |
37 400 (367 000) |
29 900 (294 000) |
M22 |
32 100 (315 000) |
25 700 (252 000) |
Затягивание гаек на болтах
Надежная работа рельсового стыка является величиной производной от совокупности следующих факторов:
- длина соединительных накладок;
- достаточность прижатия и плотность прилегания к рельсу рабочих граней накладок;
- собственно, мощность используемых накладок.
Но особо важное значение в данном аспекте занимает усилие затягивания гаек на стыковых болтах. В частности, величина крутящего момента, когда со стыковыми болтами и гайками совместно используются шайбы одновитковые пружинные при соединении рельсов типа P75, P65 составляет 600 Нм, а P50 – на четверть меньше – 450 Нм.
Также необходимо учитывать возможность среза стыковых болтов либо их изгиба при низких температурах на поверхности грунта. Чтобы не допустить этих явлений зазоры в стыках:
- рельсов длиной 36 метров должны быть не больше 24 мм;
- рельсов длиной 25 метров – не более 22 мм.
Заключение
Срок службы болтового соединения имеет непосредственную связь с продолжительностью срока службы соединяемых рельсов. Когда осуществляется их полная замена все скрепления подвергаются проверке с последующей сортировкой. Возможно повторное использование соединительных элементов, даже после их ремонта. В отношении стыковых болтов статистика приводит обнадеживающие данные. Повторно можно использовать до 70-80 процентов от бывших в эксплуатации таких крепежных деталей.
Товары каталога:
Болт дорожный горячий цинк ГОСТ 7802, DIN 603
|
|
Болт дорожный ГОСТ 7802, DIN 603
|
|
Болт закладной ж/д ГОСТ 16017-79
|
|
Болт клеммный ж/д ГОСТ 16016-79
|
|
Костыль ж/д ГОСТ 5812-82
|
Твитнуть |
comments powered by Disqus