Дорожный болт ГОСТ 7802—81 (DIN 603)
Свое название – «дорожный» – такой болт получил не случайно. Как известно, на опасных для движущегося автотранспорта участках автомагистралей – поблизости от водоемов, на крутых спусках и т.д. – обычно устанавливаются ограждающие конструкции. Их панели и стойки скрепляются именно с помощью болтов, произведенных по нормам ГОСТ 7802-81. А DIN 603 – это общепринятый в западноевропейских странах немецкий аналог данного отечественного нормативного документа. Несмотря на специфическое название, болты дорожные нашли применение во многих отраслях промышленности, начиная от машиностроения, включая строительство, и заканчивая производством мебели.
Конструкция
У этого болта сферическая увеличенная головка. Располагающийся под ней подголовок имеет квадратную форму. Далее идет стержень, состоящий из двух частей: сначала отрезок с гладкой поверхностью, а затем сегмент с нанесенной резьбой.Такая конструкция обусловлена спецификой основного применения подобного крепежа. При наезде на ограждение скругленная шляпка препятствует появлению дополнительных повреждений корпуса транспортного средства. А квадратный подголовок исключает возможность прокручивания болта, что обеспечивает надежную фиксацию элементов ограждения при их монтаже.
Исполнение и технические характеристики
Болт дорожный в соответствии с требованиями ГОСТ 7802-81 производится в только в одном исполнении.Значение отображенных на рисунке параметров представлено в таблице.
Параметр |
M24 |
M20 |
M16 |
M12 |
M10 |
M8 |
M6 |
M5 |
|
b – длина резьбы |
Для l >120 |
62,0 |
52,0 |
44,0 |
36,0 |
32,0 |
------- |
||
Для l <120 |
54 |
46 |
38 |
30 |
26 |
22 |
18 |
16 |
|
f – высота подголовка, не меньше |
15 |
12 |
10 |
8 |
6 |
5 |
4 |
3 |
|
V - сторона подголовка |
24 |
20 |
16 |
12 |
10 |
8 |
6 |
5 |
|
R – радиус полусферы головки |
39 |
32 |
26 |
22 |
18 |
14 |
11 |
8 |
|
k – высота головки |
12 |
10 |
8 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2,5 |
|
D – диаметр головки |
52 |
44 |
35 |
28 |
23 |
18 |
14 |
11 |
Технические требования
В стандарте ГОСТ 7802-81 прописан ряд технических требований к производству этих крепежных элементов. В основном они выглядят в виде ссылок на другие действующие отечественные нормативные документы.- Концы дорожных болтов выполняются по нормам ГОСТа 12414-94.
- Величина недореза и сбега метрической резьбы берется из ГОСТ 27148-86.
- Выполнение крупной резьбы регламентируется ГОСТом 247005-2004.
- Радиус скругления под головкой определяется условиями ГОСТ 24670-81.
- Способы контроля и допуски отклонений взаимного расположения рабочих поверхностей, их форм и размерных характеристик – по ГОСТу 1759.1-81. При условии согласования между предприятием-производителем и заказчиком, допускается выпуск дорожных болтов с совокупностью полей допуска метрической резьбы 6e.
- Применяемые способы контроля и разновидности дефектов рабочей поверхности прописаны в ГОСТе 1759.2-82.
- Значение параметра d1 – диаметра гладкого сегмента стержня – должно быть приблизительно таким же, как и диаметр резьбы (номинальный), либо ее средний диаметр.
- Произведенные изделия должны характеризоваться классом точности «C».
Что же касается внешнего вида находящихся в предполагаемой к поставке партии болтов дорожных, то соответствующие требования прописаны нормой ГОСТа 1759.0-87. Формулировка такая: на поверхности этих крепежных элементов должны отсутствовать признаки повреждений механического характера, следы коррозии, и в целом она должна быть чистой.
Класс прочности
Требования к прочности готовой продукции формулируются следующим образом: класс должен быть не ниже минимального по существующей градации – 3.6, а допустимый верхний предел прочности устанавливается нормами класса 8.8. Естественно, имеют место и все промежуточные классы – 5.8, 5.6, 4.8, 4.6. Болт класса 8.8 относится к категории высокопрочных крепежных элементов. Он рассчитан на повышенные нагрузки статического и динамического типов. Созданное с его применением соединение характеризуется высокой надежностью.Требования к комплектации
Обустройство барьерных ограждений осуществляется крепежом, включающим:- болт дорожный, соответствующий требованиям ГОСТ 7802-8;
- гровер – пружинная одновитковая шайба;
- гайка шестигранной конфигурации.
В качестве руководства по формированию оградительных конструкций на территории РФ служат технологические карты, разработанные институтом ВПТИтрансстрой. В одном из таких документов указано, что на 100 метров ограждений барьерного типа требуется болтов дорожных:
- с резьбой M16 длиной 50 мм – 50 шт.
- с резьбой M18 длиной 60 мм – 200 шт.
- с резьбой M16 длиной 100 мм – 25 шт.
Понадобятся также шестигранные гайки, выполненные по ГОСТ 5915 и гроверы, соответствующие требованиям ГОСТ 6402.
Заключение
Подводя итоги, следует упомянуть еще один момент. Увеличенная головка болта дорожного ГОСТ 7802 не только повышает надежность соединения. Вспомним физику курса средней школы. Там говорится, что давление обратно пропорционально площади соприкосновения. Отсюда следует вывод: соединять подобным крепежом можно и тонколистовые элементы конструкции. Даже при сильном затягивании, в них не появятся трещины и прочие повреждения.Товары каталога:
Твитнуть |
comments powered by Disqus